Информационный дайджест №4, 2019

Марина Гордеева: «Первоочередная задача состоит в том, чтобы сформировать систему ранней помощи»

Марина Гордеева: «Первоочередная задача состоит в том, чтобы сформировать систему ранней помощи»

Марина Владимировна Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – руководитель рабочей группы «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.

– XXI век видит гражданина с ограниченными возможностями здоровья как равного члена общества, активно взаимодействующего со своим социальным окружением и участвующего по мере сил и возможностей в трудовой деятельности. На обеспечение решения этой задачи нацелены многие государственные программы, цель которых – развивать современные медицинские технологии, инновационные педагогические практики и социальные технологии, формы работы, которые формировали бы у детей-инвалидов навыки самостоятельного проживания и посильной трудовой деятельности.

Наш Фонд поддержки детей особо обращает внимание на продвижение таких социальных технологий, как ранняя помощь, предпрофессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями, обеспечение первого и последующих мест работы, поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов, сопровождаемое проживание детей-инвалидов в детских домах-интернатах системы социальной защиты.

Мы давно работаем в этом направлении, но в каждый период времени есть свои наиболее востребованные точки приложения сил. Уже три года действует Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. В регионах создаются специальные службы. Однако, на наш взгляд, первоочередная задача состоит в том, чтобы сформировать систему ранней помощи и объединить ведомственные организации и имеющиеся на местах территориальные ресурсы. Эта работа стала обязательным элементом формирования единой информационной среды комплексной системы в стране, она входит обязательным компонентом в реализацию федеральной программы «Доступная среда». В связи с этим уже два года в 23 субъектах Российской Федерации при грантовой поддержке нашего фонда реализовывается комплекс мер по организации ранней помощи, что позволило включить в программу более 10 тыс. детей.

Тема развития социально-бытовых навыков – тоже предмет заботы многих учреждений социальной защиты. Мы обращаем внимание на то, что эта работа адресуется не только проживающим в интернатах, но и детям, живущим в семье. Им тоже необходимо помогать в вопросах средовой и бытовой адаптации.

Особая тема – дети с тяжелыми и множественными нарушениями, которые воспитываются в домах-интернатах системы социальной защиты населения. Первоочередная задача – так организовать пребывание, уход и воспитание, чтобы у них формировались основные жизненные компетенции и способности к активной социальной интеграции. Для этого есть технологии и готовая программа. В следующем году на базе 49 стационарных государственных и муниципальных учреждений будут внедряться практика развивающего ухода за такими детьми и формирование у них коммуникативных навыков. Более 500 детей с тяжелыми нарушениями будут этому обучаться.

Мы недавно выпустили сборник, который посвящен эффективным технологиям и методикам для работы с детьми в детских стационарных учреждениях. В нем описаны различные виды и приемы развивающего ухода, представлены возможные перспективы выпускников детских домов-интернатов, например, сопровождаемое проживание. Это может существовать и реализовываться в разных формах. Сейчас стационарозамещающие технологии реализуются на территории 11 регионов.

Хочется упомянуть еще о деятельности выездных служб, оказывающих помощь семьям по месту жительства. Мобильные службы, междисциплинарные бригады, сопровождаемое проживание детей-инвалидов, реабилитационные мероприятия в домашних условиях, пансионаты и микрореабилитационные центры на дому – все это развивается не как отдельные явления, а входит в комплекс работ, вплетенных в дополняющую систему там, где нет стационарных учреждений. Нужно видеть картинку в целом и создавать пазл из нескольких составляющих.

Хочу еще обратить внимание на важность поддержки родителей, создание специальных повышающих компетенции программ для тех, кто воспитывает детей с инвалидностью. Еще сегодня реализуется программа взаимодействия служб госструктур с родительскими организациями по работе с детьми-инвалидами.

Конечно, лидеры продвигают новации. Но хотелось бы, чтобы и после их ухода работа продолжалась, была устойчивой. Наш форум хорош тем, что стоит в череде многих встреч и обсуждений, которые нацелены на решение этих задач.