Информационный дайджест №1, 2019
150 крупнейших частных многопрофильных клиник заняли 23,9% коммерческого рынка медуслуг
Аналитический центр Vademecum представляет результаты ежегодного рейтинга крупнейших частных многопрофильных клиник России. Совокупно участники топ-150 выручили в 2018 году 154,7 млрд рублей. В сегменте коммерческих медуслуг, по данным Росстата, достигшем в 2018 году объема 648,7 млрд рублей, на крупнейших многопрофильных частников приходится 23,9%. По сравнению с 2017 годом ситуация поменялась незначительно: тогда на долю 150 провайдеров пришлось 128,1 млрд рублей выручки, или 21,7% от общего объема рынка (591,2 млрд рублей).
Структура спроса на платные медуслуги, по оценкам Росстата, в целом не изменилась – в амбулаторно-поликлиническое звено пациенты обращались в среднем 3,4 раза за год (с полисами ОМС люди в поликлиники ходили чаще – около 8 раз в год). Соответственно, рост выручки частные игроки, в большинстве своем поликлинические сети, обеспечивали за счет открытия новых точек. Некоторым игрокам рынка удалось нарастить обороты за счет оказания медпомощи по программе госгарантий – это, например, ГК «Медси», ГК «Объединенные медицинские системы» и новокузнецкая Grand Medica.
Трендом 2018–2019 годов стало стремление частных игроков к объединению. За счет этого сформировалась ГК «Медскан», в состав которой вошли московские «Медквадрат», Hadassah в Сколково, Клинический госпиталь на Яузе и клиника «Интермед», а также воронежский Межрегиональный медцентр ранней диагностики и лечения онкозаболеваний. Также об объединении объявили московские сети «Доктор рядом» и «Ниармедик».
Рейтинг, дополнительная информация и методология сбора данных: vademec.ru
Также в исследовании были выделены крупнейшие по выручке от платных медуслуг медпредприятия разных форм собственности, действующие в 15 регионах страны. В Москве, где объем рынка коммерческой медицины в 2018 году составил 119,4 млрд рублей, на лидирующих позициях оказались EMC (14,3 млрд рублей), НМИЦ им. Н.И. Пирогова (2,1 млрд рублей), ГКБ им. С.П. Боткина (687,8 млн рублей).
Данные по другим регионам
Санкт-Петербург
Объем рынка платных медуслуг – 50,2 млрд рублей
«Скандинавия» (АВА-Петер) – 4,3 млрд рублей
Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России – 1,3 млрд рублей
ГБ святого великомученика Георгия – 326,6 млн рублей
Свердловская область
Объем рынка платных медуслуг – 27,4 млрд рублей
«УГМК-Здоровье» – 1,4 млрд рублей
Свердловская областная клиническая больница – 364 млн рублей
Башкортостан
Объем рынка платных медуслуг – 24,9 млрд
«Мать и дитя» – 1 млрд рублей
Всероссийский центр глазной и пластической хирургии – 148 млн рублей
Республиканская клиническая больница им. Г.Г. Куватова – 110,6 млн рублей
Краснодарский край
Объем рынка платных медуслуг – 19,9 млрд рублей
«Екатерининская» – 1,4 млрд рублей
Краевая клиническая больница №2 – 498,1 млн рублей
Татарстан
Объем рынка платных медуслуг – 19,4 млрд рублей
«Здоровье семьи» – 455 млн рублей
Республиканская клиническая больница – 172,2 млн рублей
Ростовская область
Объем рынка платных медуслуг – 16,1 млрд рублей
МЦ «Гиппократ» – 241 млн рублей
Ростовская областная клиническая больница – 124,7 млн рублей
Новосибирская область
Объем рынка платных медуслуг – 16 млрд рублей
НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина – 4,2 млрд рублей
«Мать и дитя» – 1,5 млрд рублей
Новосибирская областная клиническая больница – 509 млн рублей
Челябинская область
Объем рынка платных медуслуг – 13,1 млрд рублей
«Лотос» – 686 млн рублей
Челябинская областная клиническая больница – 147,8 млн рублей
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии – 10,4 млн рублей
Нижегородская область
Объем рынка платных медуслуг – 12,7 млрд рублей
«Садко» – 1,4 млрд рублей
Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко – 267,5 млн рублей
Самарская область
Объем рынка платных медуслуг – 11,9 млрд рублей
«Мать и дитя» – 1,3 млрд рублей
Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина – 496,9 млн рублей
Пермский край
Объем рынка платных медуслуг – 10,2 млрд рублей
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии им. С.Г. Суханова – 1,3 млрд рублей
«Медскан» – 696 млн рублей
Пермская краевая клиническая больница ордена «Знак почета» – 125,2 млн рублей
Красноярский край
Объем рынка платных медуслуг – 9,2 млрд рублей
«Мать и дитя» – 321 млн рублей
Федеральный Сибирский НКЦ ФМБА – 1,1 млрд рублей
Красноярская краевая клиническая больница – 204,3 млн рублей
Волгоградская область
Объем рынка платных медуслуг – 9 млрд рублей
«Диалайн» – 772 млн рублей
Волгоградская областная клиническая больница №1 – 74,3 млн рублей
Омская область
Объем рынка платных медуслуг – 7,6 млрд рублей
«Евромед» – 1,6 млрд рублей
Западно-Сибирский медицинский центр ФМБА – 132,6 млн рублей
Омская клиническая больница – 106,5 млн рублей
Воронежская область
Объем рынка платных медуслуг – 6,2 млрд рублей
«Медэксперт» – 352 млн рублей
Воронежская областная клиническая больница №2 – 243,6 млн рублей
Справка
Топ-100 + 50 частных многопрофильных клиник – регулярное исследование Аналитического центра Vademecum, оценивающее деятельность частных клиник и сетей, оказывающих медицинские услуги как минимум по 20 направлениям. Ключевой параметр ранжирования – годовая выручка оператора. Анкетирование клиник выявляет различные параметры бизнеса: финансовые показатели (очищенная от внутригрупповых оборотов выручка, EBITDA, LFL), пациентопоток, площадь и мощность филиальной сети. В нынешнем году к первой сотне крупнейших частных многопрофильных игроков добавились 50 клиник с выручкой менее 330 млн рублей, но потенциально интересных с точки зрения приобретения или инвестирования.
Аналитический центр Vademecum занимается разработкой и проведением исследований для журнала Vademecum и сайта vademec.ru, а также создает коммерческие аналитические продукты, доступные только компаниям-спонсорам.
Наши аналитики изучают два крупнейших сегмента индустрии: медицинский и фармацевтический бизнесы, а также особенности госрегулирования в этих сферах. Технологии Аналитического центра Vademecum позволяют оценивать как общие параметры этих рынков, так и их отдельных секторов. Для каждого аналитического проекта разрабатываются уникальные инструменты, учитывающие особенности и подводные камни рассматриваемого сегмента. Интеграция аналитики в медиапространство дает глубокое погружение в специфику рынка, эксклюзивную и самую свежую информацию о событиях и трендах отрасли.
Источник: analytics.vademec.ru