Информационный дайджест №4, 2018

Светлана Кравчук: «С 2019 года изменится структура оказания первичной медико-санитарной помощи»

Светлана Кравчук: «С 2019 года изменится структура оказания первичной медико-санитарной помощи»
Светлана Георгиевна Кравчук,
заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Фото: ffoms.ru

Начальник управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук рассказала о существенном изменении структуры оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках ОМС.

С января 2019 года стартует Федеральный проект «Развитие первичной медико-санитарной помощи». Проект рассчитан до 2024 года и имеет несколько ключевых показателей эффективности. В центре проекта – создание систем управления качеством оказания медицинской помощи и сопровождения пациента в процессе лечения, включая защиту его прав.

Один из основных показателей развития проекта – доля медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в рамках ОМС, на базе которых будут функционировать каналы обратной связи застрахованных со страховыми представителями. Такие каналы связи могут иметь разное воплощение: это пост страхового представителя, телефон, терминал для связи с представителем страховой компании. В 2019 году доля медицинских организаций, имеющих подобный канал связи, должна составить 30,7 % по всей России, в 2020 году – 47,8 %, к 2024 году его должны иметь почти 73 % медицинских организаций первичного звена. Задача работы страховых представителей – обеспечить возможность получения россиянами немедленной консультации и помощи по любым вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи по ОМС. При этом посты и терминалы страховых представителей могут быть установлены в поликлиниках как от каждой страховой медицинской организации, так и комплексно: от пула страховых компаний.

Следующий важнейший показатель проекта – это количество субъектов Российской Федерации, на территории которых будут открыты офисы по защите прав застрахованных каждой страховой медицинской организации. В 2019 году под него будет разработана нормативная база, перед страховыми организациями будут поставлены конкретные задачи. И уже в 2020 году на первом этапе этого проекта подобные офисы будут открыты в 36 регионах России, в 2021 году – в 48 регионах, а к 2024 году – во всех субъектах РФ. На страховых представителей третьего уровня, квалифицированных специалистов и экспертов качества медицинской помощи страховых медицинских организаций, ляжет вся работа с поступившими жалобами на оказанную медицинскую помощь. Цель подобных офисов – обеспечить досудебный разбор случаев нарушений прав застрахованных. Практическая реализация этого этапа начнется в 2020 году. Показателем эффективности данного нововведения станет доля обоснованных жалоб от общего числа жалоб, урегулированных в досудебном порядке страховыми медицинскими организациями. Если на данный момент страховые компании решают в досудебном порядке уже более 50 % конфликтных ситуаций, то к 2020 году этот процент должен вырасти до 65,1 %, а к 2024 году составить не менее 77 %.

Следующий значимый показатель Федерального проекта по развитию первичной медико-санитарной помощи – информирование застрахованных о профилактических мероприятиях. Вектор оказания медицинской помощи все более смещается в сторону предотвращения заболеваний. На страховых представителей и ранее были возложены обязанности по информированию населения о диспансеризации и профилактических осмотрах. Особенностью данного показателя в рамках проекта по развитию первичной медико-санитарной помощи является то, что с 2019 года он будет опережать процент населения, охваченного диспансеризацией. В 2019 году планируется проинформировать о праве пройти профилактические осмотры 44 % взрослого застрахованного населения (старше 18 лет), в 2020 году – 48,6 %; далее плановые показатели резко возрастают, и к 2021 году информированием должны быть охвачены не менее 66,2 % взрослого населения, а к 2024 году – не менее 95 %. В конечном итоге такой подход должен сформировать ответственное отношение к здоровью у граждан.

Вместе с подходом к оказанию медико-санитарной помощи изменяются и подходы к контрольно-экспертной деятельности страховых медицинских организаций. При росте показателей обращений в медицинские организации для лечения более чем на 10 % будет введен жесткий многоэтапный контроль за причинами, которые вызвали данный всплеск. На территориальные фонды будет возложена обязанность ежемесячного анализа роста заболеваемости и летальных исходов. ТФОМС поручает проведение тематических экспертиз качества медицинской помощи СМО. Страховые медицинские организации – организуют проведение целевых и тематических экспертиз, готовят и направляют в ТФОМС предложения по улучшению качества медицинской помощи. Медицинские организации в свою очередь анализируют нарушения, которые выявили экспертизы качества медицинской помощи СМО, и направляют в страховые компании план мероприятий по устранению нарушений.

«Важно, что данный контроль осуществляется не только за смертностью в стационарах, но отслеживание идет с поликлинического звена – с момента обращения пациента за медицинской помощью. По сути, это экспертиза всех уровней оказания медицинской помощи. И эта работа позволит сформировать не только защиту прав застрахованных, но и создать систему управления качеством медицинской помощи в каждом регионе России», – отметила Светлана Кравчук.