Наталья Стадченко: «Кадровый дефицит врачей в первичном звене будет ликвидирован к 2021 году»

Наталья Стадченко: «Кадровый дефицит врачей в первичном звене будет ликвидирован к 2021 году»
Наталья Стадченко,
председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Николаевна Стадченко сообщила о предпринятых мерах по сокращению кадрового дефицита в отрасли, об объемах финансирования расходов на эти цели и о порядке начислений и контроле выплат на оплату труда медицинских работников.

Также председатель Фонда рассказала об изменениях в методике распределения субвенций по обеспечению расходов медицинских организаций исходя из индивидуальных особенностей регионов.

На встрече с депутатами внутрифракционной группы «Единая Россия» Наталья Стадченко отметила, что при формировании бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за основу был взят 204-й Указ Президента, одной из главных задач которого является ликвидация кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала в первичном звене.

Согласно законопроекту «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» дополнительные расходы на увеличение численности врачей и среднего медперсонала учтены в субвенции в бюджете Федерального фонда и составят: в 2019 году – 12,3 млрд рублей, в 2020 году – 34,7 млрд рублей, в 2021 году – 50,4 млрд рублей. За счет этих средств в 2019 году планируется дополнительно принять на работу в первичное звено 5,4 тыс. врачей, в 2021 году численность должна увеличиться на 21,4 тыс. человек, что позволит закрыть кадровый дефицит. По среднему медицинскому персоналу эти показатели составят соответственно 11,9 тыс. и 40,2 тыс. человек. «Очень важно, чтобы деньги, выделенные на ликвидацию дефицита кадров, не растеклись по системе, чтобы не вышло так, что финансирование мы предусмотрели, а прироста кадров не увидели, поэтому необходимо проконтролировать целевое использование средств. Для этого были внесены изменения в Закон «Об обязательном медицинском страховании», которые предусматривают, что субвенции, направляемые в территориальные фонды ОМС, будут резервироваться в нормированном страховом запасе и в порядке, установленном приказом Минздрава России, переводиться в медицинские организации. На данный момент проект приказа подготовлен и проходит установленную процедуру согласования. Он подразумевает, что медицинские организации ежемесячно будут предоставлять в территориальный фонд заявки на софинансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала, принятых на работу. Это позволит нам увидеть каждого конкретного человека, привлеченного в медицинскую организацию для ликвидации кадрового дефицита», – пояснила Наталья Стадченко.

В субвенцию включена не только потребность медицинских организаций в увеличении численности медицинского персонала, но и сохранение соотношения заработной платы врачей на уровне 200%, среднего медицинского персонала – 100% к среднему трудовому доходу по региону. Кроме этого, в субвенции заложено и увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и всех остальных расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января, а также заработной платы прочего персонала с 1 октября. За последние 2 года с учетом реализации Указа Президента по повышению заработной платы изменилась структура расходования субвенции. В связи с этим в Методике по распределению субвенции учтена фактически сложившая структура соотношения заработной платы и прочих расходов – 70% на 30% (было 60% на 40%).

Депутаты обсудили с главой Фонда и финансирование в рамках ОМС тех медицинских организаций, которые работают в регионах, имеющих сложные природно-климатические условия, особое географическое положение и ограничения в транспортной доступности, малую плотность населения и т.п. Наталья Стадченко сообщила, что Минздравом России и Федеральным фондом ОМС в целях совершенствования методики распределения субвенций дополнительно проработан вопрос обеспечения расходов медицинских организаций исходя из индивидуальных особенностей регионов.

Безусловно, в полном объеме в бюджете учтены и расходы на оказание медицинской помощи по базовой программе ОМС, что позволит в 2019 году, в частности, ликвидировать дефицит оказания помощи в первую очередь в химиотерапии, а с 2020 года лучевой терапии и хирургической помощи онкологическим больным.

В 2019 году переводится в базовую программу обязательного медицинского страхования два вида высокотехнологичной медицинской помощи – стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов. Также в 2020 году планируется включение в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС, протонной терапии с объемом финансового обеспечения 5 млрд рублей в 2020 году и около 5,5 млрд рублей в 2021 году. В целом расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, запланированы на 2019 год в размере 100,8 млрд рублей, в 2020 году – 103,9 млрд рублей, в 2021 году – 109,0 млрд рублей.

На встрече с депутатами Наталья Стадченко рассказала и о новых законодательных инициативах 2019 года. Были внесены поправки в ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании» для совершенствования персонифицированного учета застрахованных, что очень важно для формирования бюджета. Уже вышло Постановление Правительства РФ №1337 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении правил определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов». Согласно постановлению, человек, хоть единожды работающий в году, является работающим, благодаря этому численность неработающих уменьшилась на 5 млн человек. Кроме того, среди законодательных нововведений – передача Федеральному фонду полномочий по контролю за тарифными соглашениями субъектов РФ. По словам главы Фонда, на начало 2018 года лишь 18 из 85 регионов России смогли предоставить тарифные соглашения, которые соответствовали федеральной нормативной базе. «Нам очень важно, чтобы тарифы изначально утверждались правильно, не занижались для одних организаций, не завышались для других, – без этого невозможно качественное оказание медицинской помощи», – сказала Наталья Стадченко.