Вероника Скворцова о национальном проекте «Здравоохранение»: Изменения почувствует каждый

Вероника Скворцова о национальном проекте «Здравоохранение»: Изменения почувствует каждый
Вероника Скворцова,
министр здравоохранения Российской Федерации.
Фото: МИА «Россия сегодня» / Алексей Никольский

С 1 октября в России начал работать приоритетный национальный проект «Здравоохранение», разработанный Правительством в рамках майского указа Президента РФ. О предусмотренной проектом новой стратегии развития отечественного здравоохранения журналу «Кто есть кто в медицине» рассказала министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова.

— Президент уделяет большое внимание тому, чтобы качественная медпомощь была доступна всем гражданам России, вне зависимости от места проживания. Каким образом предполагается повысить доступность для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь?

— Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивал, что в основе развития страны лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Первичная медико-санитарная помощь — самая приближенная к человеку, поэтому увеличение доступности этого вида медицинской помощи, усиление ее профилактической направленности, повышение ее качества, создание комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации — это важнейшие задачи, стоящие перед всей системой здравоохранения.

Работа первичного звена — не только самая важная, но и, пожалуй, самая критикуемая во всем здравоохранении. Исправить ситуацию призван федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» в рамках нацпроекта «Здравоохранение». В ходе его реализации будет доформирована сеть медицинских организаций первичного звена: так, появятся 350 новых фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в населенных пунктах с численностью жителей от 100 до 2 тысяч, осуществится замена более 1 200 аварийных ФАПов и амбулаторий, будет приобретено более 1 300 мобильных диагностических медицинских комплексов для жителей малонаселенных и труднодоступных территорий. Эти меры позволят увеличить охват граждан профилактическими осмотрами и диспансеризацией.

Кроме того, для быстрого оказания экстренной медицинской помощи любому человеку, где бы он ни проживал, завершится создание региональных централизованных систем диспетчеризации скорой помощи, к которым будут подключены и санитарно-авиационные бригады. На 12,5 тысячи в год увеличится число вылетов санитарной авиации при оказании экстренной медицинской помощи.

— Предполагается ли в рамках данного федерального проекта использовать опыт, накопленный в ходе реализации проекта «Бережливая поликлиника»?

— Безусловно. Отдельным направлением является развитие и внедрение новой организации работы более 5 тысяч поликлиник на основе применения lean-технологий. Такие подходы, уже протестированные в ходе реализации проекта «Бережливая поликлиника», предполагают открытость и вежливость персонала в регистратурах, упрощение записи на прием к врачу, сокращение времени ожидания пациентом в очереди, уменьшение бумажной документации, комфортные условия для пациента в зонах ожидания. Так, например: за год реализации проекта «Бережливая поликлиника» время ожидания в очереди в регистратуре сократилось в среднем в 5 раз, в очереди на прием к врачу — в 3,2 раза, прохождения диспансеризации — в 2,3 раза, при этом время непосредственной работы врача с пациентом удлинилось почти в 2 раза. Важно, чтобы 60% объема первичной медико-санитарной помощи было заполнено профилактической работой.

— Национальным проектом предусмотрено снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, в частности за счет обеспечения «охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год». Какова эффективность реализации профилактических мероприятий?

— Широкомасштабная диспансеризация взрослого населения, которая проводится во всех субъектах Российской Федерации с 2013 года, направлена на раннее выявление заболеваний, формирующих основной вклад в структуру смертности и инвалидизации населения, а также на выявление и коррекцию факторов риска их развития, таких как курение и злоупотребление алкогольными напитками, избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериальное давление, низкая физическая активность.

По оценкам экспертов, вклад профилактических мер в снижение смертности от неинфекционных заболеваний составляет около 60%, а лечебно-диагностических — лишь 35%.

Среди профилактических мер можно выделить три блока. Первым и важнейшим является формирование системы общественного здоровья, то есть популяционной профилактики, направленной на внедрение здорового образа жизни, осуществляемой с привлечением и каждого человека, и гражданского общества в целом, основанной на межведомственном взаимодействии. Такой подход минимален по финансовым затратам, даёт самый устойчивый и самый выраженный эффект, но требует для проявления позитивных результатов не менее 5–7 лет реализации. По международным данным, популяционная профилактика обеспечивает примерно 30–40% общего профилактического вклада в снижение смертности от неинфекционных заболеваний.

Следующий блок представлен индивидуальной профилактикой на основе стратегии «высокого риска», то есть мероприятиями по раннему выявлению заболеваний и факторов риска их развития: диспансеризацией и профилактическими осмотрами. Это направление вносит 20–30% вклада в снижение смертности, и его результаты можно оценить через 4–5 лет.

Третьим блоком является вторичная профилактика, то есть диспансерное наблюдение больных с уже сформированными хроническими заболеваниями или перенесших острые соматические нарушения, — для лечения и предотвращения дальнейших обострений. Вторичная профилактика обеспечивает около 40% вклада в снижение смертности; эффект проявляется через 2–4 года.

При хорошем охвате диспансеризацией и высоком качестве ее проведения экспертами прогнозируется снижение смертности от рака примерно на 20%, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний — на 13–20% за десять лет.

Каждый год у нас проходят диспансеризацию практически все дети до 18 лет и около 22 миллионов взрослого населения.

Подчеркну, что именно диспансеризация является эффективным механизмом выявления факторов риска, что особенно актуально для граждан трудоспособного возраста, у которых еще не развились хронические заболевания.

Проанализировав результаты медико-экономической эффективности диспансеризации взрослого населения, проведенной в 2013–2016 годах, и обсудив их с работниками первичного звена здравоохранения, представителями профессионального и экспертного сообществ, научных организаций, мы сформировали предложения по оптимизации проводимых в рамках диспансеризации диагностических исследований.

Предлагаемые изменения, гармонизированные с лучшими мировыми практиками (Рекомендациями ВОЗ, Рекомендациями по скринингу рака ЕС, Рекомендациями Американской академии семейных врачей), позволят значительно повысить качество проводимой диспансеризации, в первую очередь — за счет дальнейшего уточнения кратности проведения исследований в разных возрастных диапазонах и выработки индивидуальных многолетних программ профилактических наблюдений, а также за счет внедрения современных наиболее чувствительных методов лабораторной и инструментальной диагностики, обеспечения методического сопровождения диспансеризации и контроля за ее проведением. Планируется также более широкое использование методов второго этапа диспансеризации — углубленного профилактического консультирования для постановки точного диагноза и более жесткое сопряжение результатов обследования с последующим диспансерным наблюдением.

Полный текст интервью с министром здравоохранения опубликован в федеральном отраслевом журнале «Кто есть кто в медицине», №92–93 (№3–4, 2018).

Источник: ktovmedicine.ru